Приветствую Вас, Гость
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ ЗНАНИЙ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (КУРСАНТОВ)
 
«Сасовского имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётного училища гражданской авиации» филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)»
 
1. Общие положения
 
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и содержание текущего контроля знаний  и промежуточной аттестации курсантов СЛУ ГА филиала ФГБОУ ВПО УВАУ ГА (И), обучающихся по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования. Положение разработано на основании Закона РФ «Об образовании» (от 01.12.2007г. №309-ФЗ), Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2008г. №543),  Рекомендаций по организации промежуточной аттестации студентов в образовательных учреждениях СПО (Письмо Минобразования России от 05.04.1999г. № 16 – 52 – 59 ин/16 -13), письма Минобразования и науки Российской Федерации от 20 октября 2010г. №12-696 «О разъяснениях по формированию учебного плана ОПОП НПО и СПО».
 
1.2. Текущий контроль знаний и  промежуточная аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки курсантов согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) и формой контроля учебной работы курсантов (согласно Типовому положению об образовательном учреждении СПО). Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности курсанта за семестр. Основными формами промежуточной аттестации в филиале являются:
- экзамен по отдельной дисциплине (профессиональному модулю);
- комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам (составным элементам программы  профессионального модуля);
- зачет по отдельной дисциплине (в т. ч. дифференцированный);
- курсовая работа;
- контрольная работа.
1.3. Количество экзаменов в процессе промежуточной аттестации обучающихся (курсантов) не должно превышать 8 экзаменов в учебном году, а количество зачётов – 10.  В указанное количество не входят экзамены и зачёты по «Физической культуре» и факультативным дисциплинам.
Количество экзаменов и зачётов в процессе промежуточной аттестации обучающихся (курсантов) при обучении по сокращённым образовательным программам СПО устанавливается на основании  индивидуального учебного плана.
 
1.4. Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются цикловыми (предметными) комиссиями. Её периодичность  определяется рабочими  учебными планами.
Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной  деятельностью обучающегося (курсанта), её корректировку и проводится с целью определения:
- соответствия уровня и качества подготовки специалиста федеральному государственному образовательному стандарту СПО в части Государственных требований;
- полноты и прочности теоретических знаний по дисциплинам (профессиональным модулям) и сформированности профессиональных компетенций по профессиональным модулям;
- сформированности умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач и выполнении лабораторных работ;
- наличия умений самостоятельной работы с учебной и справочной литературой.
2. Планирование промежуточной аттестации
 
2.1. Количество, наименование дисциплин ( профессиональных модулей)   и  формы  промежуточной аттестации определяются рабочим учебным планом и рабочими программами по дисциплинам (профессиональным модулям).
 
2.2.  При выборе дисциплин для экзамена рекомендуется руководствоваться следующим:
- значимостью дисциплины в подготовке специалиста;
- завершённостью изучения учебной дисциплины;
- завершённостью значимого раздела дисциплины;
- в случае изучения дисциплины в течение нескольких семестров, возможно проведение экзаменов по данной дисциплине в каждом из семестров.
2.3. При выборе дисциплин для комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам необходимо руководствоваться наличием между ними межпредметных связей. Наименование дисциплин, входящих в состав комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам, указывается в скобках после слов «Комплексный экзамен» при составлении экзаменационных материалов и оформлении экзаменационных документов,  документов государственного образца об уровне образования и квалификации.
 
2.4. Зачет (в т.ч. дифференцированный) по отдельной дисциплине как форма промежуточной аттестации предусматривается по дисциплинам, на изучение которых, согласно рабочему учебному плану, отводится наименьший по сравнению с другими объём часов обязательной учебной нагрузки. 
 
2.5.  Контрольная работа по дисциплине, реализуемая в конце семестра, проводится по тем дисциплинам, которые, как правило, предполагают решение ситуационных производственных и практических задач.
 
3. Подготовка и проведение зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине
 
3.1. Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольной работы по отдельной дисциплине, объем контрольной работы разрабатываются цикловыми (предметными) комиссиями. Зачет и контрольная работа проводятся за счет объёма времени, отводимого на изучение дисциплины. При проведении зачётов для оценки знаний, умений и навыков курсантов применяются оценки «зачёт», «незачёт».
Материалы для проведения зачёта, контрольной работы утверждаются заместителем директора по учебной работе.
 
3.2.  При проведении зачёта уровень подготовки обучающегося (курсанта) фиксируется в зачётной ведомости и зачётной книжке словом «зачёт». При проведении дифференцированного зачёта и  контрольной работы уровень подготовки  обучающегося (курсанта) оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно), что фиксируется в зачётной книжке, ведомости. Оценка дифференцированного зачёта является окончательной оценкой по учебной дисциплине.
 
3.3. По дисциплине «Физическая культура» рекомендуемая форма промежуточной аттестации в каждом семестре – зачёт, а в последнем семестре - дифференцированный зачёт.
 
4. Подготовка и проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
 
4.1. Подготовка к экзамену по дисциплине или комплексному экзамену по двум или нескольким дисциплинам
4.1.1. Экзамены проводятся, как правило, в период экзаменационных сессий, установленных календарным учебным графиком учебного процесса рабочего учебного плана. На каждую экзаменационную сессию составляется утверждаемое директором филиала расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся (курсантов) и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала сессии.
 
4.1.2. К экзамену по дисциплине (комплексному экзамену) допускаются обучающиеся (курсанты), сдавшие все зачёты, выполнившие все лабораторные работы и практические задания, курсовые и контрольные работы, выносимые на промежуточную аттестацию и аттестованные по всем дисциплинам, изученным в семестре.
 
В исключительных случаях, с разрешения заместителя директора филиала по учебной работе при наличии  одной задолженности, обучающийся (курсант) может быть условно допущен к экзаменационной сессии.
 
При наличии двух и более задолженностей вопрос о допуске обучающегося (курсанта) к экзаменационной сессии решается директором филиала.
4.1.2.1. Хорошо успевающим курсантам, выполнившим лабораторные, практические и курсовые работы (проекты), контрольные работы, сдавшие зачёты по предметам текущего семестра, а также в исключительных случаях, директором филиала может быть разрешена сдача экзаменов досрочно, без освобождения курсантов от текущих учебных занятий. Запись сдачи экзамена в зачётной книжке фиксируется преподавателем фактической датой сдачи.
4.1.3. Для одной учебной группы в  один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами должен быть не менее двух календарных дней. Первый экзамен может быть проведён в первый день экзаменационной сессии.
 
4.1.4. Экзаменационные материалы составляются на основе рабочей программы учебной дисциплины (дисциплин) и профессиональных модулей, охватывают ее (их)  наиболее актуальные разделы и темы. Экзаменационные материалы должны целостно отражать объем проверяемых теоретических знаний. Перечень вопросов и практических задач по разделам, темам, выносимым на экзамен, разрабатывается преподавателями дисциплины (дисциплин) и профессиональных модулей, обсуждается на цикловых (предметных) комиссиях и утверждается заместителем директора  филиала по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала сессии. Количество вопросов и практических задач в перечне должно превышать количество вопросов и практических задач, необходимых для составления экзаменационных билетов.
На основе разработанного и объявленного обучающимся (курсантам) перечня вопросов и практических задач, рекомендуемых для подготовки к экзамену, составляются экзаменационные билеты, содержание которых до обучающихся (курсантов) не доводится. Вопросы и практические задачи носят равноценный характер. Формулировки вопросов должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. Могут быть применены тестовые задания.
 
4.1.5.  Форма проведения экзамена по дисциплине (устная, письменная или смешанная) устанавливается цикловой (предметной) комиссией в начале соответствующего семестра и доводится до сведения обучающихся (курсантов).
 
4.1.6. Основные условия подготовки к экзамену
4.1.6.1. Цикловая (предметная) комиссия определяет перечень наглядных пособий, материалов справочного характера, нормативных документов и образцов техники, которые  разрешены к использованию на экзамене. Данный перечень утверждается заместителем директора  филиала по учебной работе.
 
4.1.6.2. В период  подготовки к экзамену проводится   консультация по экзаменационным материалам за счет общего бюджета времени, отводимого на консультации.
 
4.1.6.3. К началу экзамена должны быть подготовлены следующие документы:
- экзаменационные билеты;
- наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешённые к использованию на экзамене;
- экзаменационная ведомость.
4.2. Проведение экзамена по дисциплине или комплексного экзамена по двум или нескольким дисциплинам
4.2.1.  Экзамен проводится в специально подготовленных помещениях. На выполнение задания по билету обучаемому (курсанту) отводится не более одного академического часа.
 
4.2.2. Экзамен принимается, как правило, преподавателем, который вел учебные занятия по данной дисциплине в экзаменуемой группе. В случае его отсутствия экзамен может принимать другой преподаватель, ведущий данную дисциплину.
 
На сдачу устного экзамена предусматривается не более одной трети академического часа на каждого обучающегося (курсанта), на сдачу письменного экзамена не более трёх часов на учебную группу.
 
Комплексный экзамен по двум или нескольким дисциплинам, междисциплинарному курсу принимается, как правило, теми преподавателями, которые вели учебные занятия по этим дисциплинам (междисциплинарному курсу) в экзаменуемой группе.
 
При проведении комплексного экзамена в устной форме предусматривается не более половины академического часа на каждого экзаменующегося, на сдачу письменного экзамена - не более трех часов на учебную группу.
4.2.2.1. На экзамены курсанты прибывают в составе учебной группы и представляются старшиной преподавателю, который напоминает курсантам порядок и условия сдачи экзамена.
 
4.2.2.2. При проведении устных экзаменов вызываются 4-5 курсантов по списку, составленному старшиной группы, остальные курсанты в порядке очередности по одному заходят в класс после каждого курсанта, сдавшего экзамен.
 
4.2.2.3. Курсант, после доклада преподавателю о прибытии для сдачи экзамена, лично берет билет, называет его номер, уясняет вопросы, получает чистые листы бумаги для записей на ней и приступает к подготовке ответов. Время на подготовку первых курсантов не должно превышать одного академического часа.
 
4.2.2.4. Во время экзамена и при подготовке к нему с разрешения преподавателя курсанты могут пользоваться программами, справочной литературой, схемами и другими наглядными пособиями, перечень которых рассматривается на заседаниях цикловых комиссий и утверждается заместителем директора филиала по учебной работе.
 
Подготовившись, курсант докладывает о готовности отвечать и, получив разрешение, отвечает на вопросы билета.
 
4.2.2.5. Выходить курсантам во время подготовки из класса и переговариваться друг с другом не разрешается. Если при подготовке к ответам будет замечено, что курсант пользуется неразрешёнными пособиями, различного рода записями, мобильной телефонной связью и другими средствами телекоммуникаций, билет и выполненная работа отбираются, курсант удаляется из класса и после окончания экзамена проверяется по всей дисциплине.
 
4.2.2.6. При опросе экзаменуемого следует выслушать ответы на вопросы билета, не прерывая и не оказывая ему помощи наводящими вопросами. После ответа экзаменуемому могут быть заданы вопросы. Если при ответе по билету знания обучающегося недостаточно выявлены, ему могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамены.
 
4.2.2.7. Присутствующие на экзаменах конролирующие лица имеют право задавать курсантам дополнительные вопросы в пределах учебной программы.
 
4.2.2.8. Одновременный опрос двух или более курсантов не допускается.
 
4.2.2.9. Курсант, ответивший на все вопросы, освобождается от дальнейшего присутствия в аудитории.
 
4.2.2.10. В случае неявки курсанта на экзамен преподавателем в экзаменационной ведомости делается запись «не явился». Учебный отдел выясняет причину неявки, и, при наличии неуважительной причины, не явившемуся курсанту выставляется неудовлетворительная оценка. В случае уважительной причины – оценка не ставится, и заместителем директора филиала по учебной работе назначается другой срок сдачи экзамена.
4.2.3. В критерии оценки уровня подготовки обучающегося (курсанта) входят:
- уровень освоения обучающимся (курсантом) материала, предусмотренного учебной программой по дисциплине (дисциплинам) и профессиональным модулям;
- умение обучающегося (курсанта) использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.
4.2.3.1. Уровень подготовки обучающегося (курсанта) оценивается в баллах: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Оценка 5 (отлично) ставится тогда, когда курсант полностью ответил на поставленный вопрос, отвечающий требованиям программы, показал глубокие знания, ответ подтвердил конкретными примерами экономической и авиационной направленности, необходимыми формулами и расчетами.
 
Оценка 4 (хорошо) ставится в том случае, если курсант достаточно глубоко изучил материал, но при ответе допустил небольшие неточности, которые самостоятельно исправил, или недостаточно сопровождал ответ конкретными формулами и расчетами, примерами экономической и авиационной направленности.
 
Оценка 3 (удовлетворительно) ставится в том случае, если курсант имеет общее представление о поставленном вопросе, при ответе не в полной мере раскрывает вопрос или требует дополнительной помощи, ответ подкрепляет общими примерами, знает основные правила и законы, но практически их применяет с затруднениями.
 
Оценка 2 (неудовлетворительно) ставится в том случае, если курсант при ответе допустил грубые ошибки, не может самостоятельно их исправить, не показал твердые знания изученного материала, правил, законов, не может их самостоятельно применять.
 
4.2.4. Оценка, полученная на экзамене, заносится преподавателем в зачетную книжку обучающегося (курсанта) (кроме неудовлетворительной) и экзаменационную ведомость (в том числе и неудовлетворительная). Экзаменационная оценка по дисциплине (профессиональному модулю) за данный семестр является определяющей независимо от полученных в семестре оценок текущего контроля по дисциплине (составным элементам программы профессионального модуля).
4.2.4.1. Курсанты, получившие на промежуточной аттестации и по итогам текущего контроля знаний за учебный год оценки 5 (отлично) не менее чем по 75% дисциплин (профессиональных модулей) и оценки 4 (хорошо) по всем остальным дисциплинам (профессиональным модулям), при отличном поведении, считаются отличниками учёбы и по решению педагогического совета награждаются похвальными листами.
4.2.5. По завершении  промежуточной аттестации в установленные сроки (начало второго семестра -  после зимней экзаменационной сессии и до начала учебной практики - после летней экзаменационной сессии, а при отсутствии учебной практики – до начала нового учебного года) с разрешения заместителя директора  филиала по учебной работе допускается пересдача экзамена (ликвидация имеющихся задолженностей), по которому (которым) обучающийся (курсант) получил неудовлетворительную оценку (имел задолженности).
4.2.5.1. При повторном получении курсантом на экзамене неудовлетворительной оценки приказом по филиалу назначается комиссия. В состав комиссии могут быть включены преподаватели, представители администрации учебного отдела, лица командно-лётного и инструкторского состава, работники филиала (по специальности).
4.2.6.  При получении двух и более неудовлетворительных оценок, а также при пересдаче экзамена на неудовлетворительную оценку, решение о допуске к пересдаче экзаменов принимает директор филиала.
 
4.2.7. С целью повышения оценки по завершении  промежуточной аттестации в установленные сроки (начало второго семестра -  после зимней экзаменационной сессии и до начала учебной практики - после летней экзаменационной сессии, а при отсутствии учебной практики – до начала нового учебного года) с разрешения заместителя директора  филиала по учебной работе допускается повторная сдача одного экзамена, выносимого на данную экзаменационную сессию.
 
4.2.8.  В семестре, предшествующем государственной (итоговой) аттестации выпускника, с целью повышения оценки, с разрешения заместителя директора  филиала по учебной работе допускается повторная сдача двух экзаменов по дисциплинам, выносимым на промежуточную аттестацию  за предыдущий период обучения (курсы обучения.)
 
4.2.9. С целью контроля, обмена опытом на экзамене могут присутствовать администрация филиала, педагогические работники. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения директора филиала не допускается.
 
4.2.10. Итоги сессии подводятся по результатам сдачи экзаменов (других форм промежуточной аттестации) без учёта их пересдачи и выносятся на обсуждение педагогического совета  и стипендиальной комиссии. Экзаменационные и зачётные ведомости и другие экзаменационные материалы хранятся в учебной части (в канцелярии).
 
4.2.11. Курсанты могут быть отчислены из филиала за невыполнение учебного плана в установленные сроки по неуважительной причине. Отчислению за невыполнение учебного плана подлежат курсанты:
- не аттестованные во время экзаменационной сессии по трём дисциплинам;
- не допущенные к сдаче экзаменов после того, как прошёл срок сдачи третьего экзамена;
- не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки;
- не подтвердившие соответствие подготовки требованиям федерального государственного образовательного стандарта при прохождении итоговых аттестационных испытаний.
По представлению заместителя директора по лётной подготовке из филиала могут быть отчислены курсанты по причине нецелесообразности дальнейшего лётного обучения (лётной неуспеваемости).
 
При отчислении курсанта из филиала ему выдаётся академическая справка, отражающая объём и содержание полученного образования.
5. Подготовка и проведение промежуточной аттестации по профессиональным модулям
 
5.1. Промежуточная аттестация по составным элементам программы профессионального модуля: по междисциплинарным курсам (МДК) – дифференцированный зачет или экзамен, по разделам профессионального модуля - дифференцированный зачёт или экзамен, по учебной и производственной практике – дифференцированный зачет. Не рекомендуется проводить промежуточную аттестацию по составным элементам программы профессионального модуля, если объем обязательной аудиторной нагрузки по ним составляет менее 32 часов.
 
Если модуль содержит несколько МДК, по выбору образовательного учреждения возможно проведение комплексного экзамена или комплексного дифференцированного зачета по всем МДК в составе этого модуля.
 
При формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачёт соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), которое освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения.
 
5.2. Обязательной формой промежуточной аттестации по профессиональным модулям является экзамен (квалификационный), который представляет собой форму независимой оценки результатов обучения с участием работодателей; по его итогам возможно присвоение выпускнику определенной квалификации. Экзамен (квалификационный) проверяет готовность обучающегося к выполнению указанного вида профессиональной деятельности и сформированность у него компетенций, определенных в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» ФГОС СПО. Итогом проверки является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
 
5.3. Промежуточную аттестацию в условиях реализации модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании рекомендуется проводить непосредственно после завершения освоения программ профессиональных модулей и/или учебных дисциплин, а также (по выбору образовательного учреждения) после изучения междисциплинарных курсов и прохождения учебной и производственной практики в составе профессионального модуля.
 
5.4. Условия, процедура подготовки и проведения зачета или дифференцированного зачета самостоятельно разрабатываются филиалом. Материалы для проведения дифференцированного зачета утверждаются заместителем директора по учебной работе.
 
5.5. Промежуточная аттестация в форме зачета или дифференцированного зачета проводится за счет часов, отведённых на освоение соответствующей дисциплины или профессионального модуля. Промежуточную аттестацию в форме экзамена следует проводить в день, освобожденный от других форм учебной нагрузки.
 
5.6. Экзамены (квалификационные) проводятся в период экзаменационных сессий или в специально отведенные дни, установленные календарным учебным графиком ОПОП согласно утверждаемого директором филиала расписания экзаменов, которое доводится до сведения курсантов и преподавателей не позднее, чем за две недели до начала сессии (экзамена). Содержание экзамена (квалификационного) разрабатывается в соответствии со спецификой профессиональной деятельности и/или нормативно- правовыми актами, регламентирующими порядок подтверждения квалификации. Экзамен (квалификационный) принимает экзаменационная комиссия в составе представителей филиала (администрация, лица командно-лётного состава, преподаватели соответствующего профессионального модуля) и работодателей. В экзаменационной ведомости и зачетной книжке фиксируется решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
 
6. Текущий контроль знаний
 
6.1.  Текущий контроль знаний – один из основных видов проверки качества, получаемых курсантами знаний, умений и навыков по всем изучаемым в данном семестре дисциплинам и составным элементам профессионального модуля. Он является не только формой повторения материала, выявления глубины и прочности его усвоения обучающимися (курсантами), но также важнейшим средством его закрепления; приучает их систематически готовиться к каждому занятию.
 
6.2.  В зависимости от метода проведения занятия, изучаемого материала и применения технических средств,  текущий контроль знаний может быть индивидуальным или фронтальным, устным, письменным и комплексным. Текущий контроль знаний может иметь следующие виды:
- устный опрос на практических и семинарских занятиях, уроке;
- проверка выполнения письменных домашних заданий и расчётно-графических работ;
- защита лабораторных работ;
- административные контрольные работы (административные срезы знаний);
- контрольные работы;
- тестирование.
Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются учебной частью филиала.
 
Контроль должен проводиться систематически. Во время текущего контроля знаний целесообразно также ставить перед обучающимися (курсантами) вопросы и по ранее изученному материалу.
 
6.3. При реализации модульных образовательных программ текущий контроль проводится в форме контрольной работы по темам междисциплинарного курса (составным элементам программы профессионального модуля). К экзамену по составным элементам программы профессионального модуля допускаются курсанты, выполнившие все лабораторные и практические задания, курсовые работы и аттестованные по темам профессионального модуля.
 
6.4. Виды и примерные сроки проведения текущего контроля успеваемости курсантов устанавливаются рабочей учебной программой дисциплины, профессионального модуля.
 
6.5. При текущем контроле знаний необходимо обращать внимание на сознательность усвоения обучающимися (курсантами) материала, бороться против зубрежки, механического пересказа учебника, поверхностного раскрытия содержания повторяемой темы или заданного вопроса.
 
6.6. В начале учебного года (семестра) преподавателю представляется право проведения входного контроля знаний курсантов, приобретенных на предшествующем этапе обучения.
 
6.7. Оценка по результатам текущего контроля знаний сообщается обучаемому (курсанту) после его ответа и выставляется в журнал учебных занятий (рапортичку).
 
6.8. По окончании каждого семестра по всем изучаемым дисциплинам и темам профессионального модуля преподавателями выставляются итоговые оценки на основании текущего контроля знаний. Итоговые оценки текущего контроля знаний за семестр по дисциплинам и темам профессионального модуля, не выносимым на экзамены, учитываются наравне с экзаменационными.
 
Курсантам, не согласным с оценкой, выставленной по итогам текущей успеваемости, предоставляется право сдачи экзамена по изучаемому материалу данной дисциплины.